Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух -
трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со
сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и
знает, даже запахи. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев.
Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди
Изобразительная деятельность является едва ли не самым
интересным видом деятельности школьников. Она позволяет ребенку отразить в
изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение
к ним.
Вместе с этим изобразительная деятельность имеет неоценимое
значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и
умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств,
мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие
педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не
утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она
является важнейшим средством эстетического воспитания В процессе изобразительной деятельности
создаются благоприятные условия для развития неравнодушного - эмоционального восприятия
искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к окружающей действительности.
Общество развивается, на смену одному общественному строю пришел
другой, меняются взгляды и представления
людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека.
Но споры об эстетическом воспитании не утихают. Все возрастающий интерес к неотехнологиям,
казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания. Однако ,эстетическое
воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и
техника. Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности
восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе,
общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие собственной
хоризмы ,потребности и способности к творчеству или как сейчас говорят -
креативности.
Важным компонентом эстетической культуры следует считать
эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного,
настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к
миру служат интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень
развития эстетической культуры школьников, как показывает ее изучение, не
однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать
прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Многие из них чутки ко всему возвышенному, героическому. Существуют
возрастные различия в развитии
эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте
природы, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений,
внешнего облика человека и его внутреннего мира. Воспитание эстетических
чувств, идеалов, вкусов, оценок является
мощным фактором в формировании мировоззрения.
На это ориентирует школу программа «Изобразительное искусство
и художественный труд» -эстетизировать
деятельность ребенка, постепенно приобщать к прекрасному, формируя
культуру личности. Проведение конкурсов на лучший рисунок, организация выставок
лучших работ, участие в оформлении праздников явятся важным дополнением к
уроку, средствами повышения их эффективности. Традиционной в нашей школе является неделя искусства в мае, она
является смотром достижений за год в
области эстетического воспитания.
С введением с этого
учебного года в школе новых стандартов общего образования от нас требуют метапредметного подхода к обучению, т.е.
ежеурочного общения за пределами основного предмета ( например : ИЗО-
литература – музыка – история), но во
взаимосвязи знаний каждой из дисциплин.
В этом процессе невозможно переоценить наличие современных технических средств
обучения как интерактивная доска, демонстрационная ЖК- панель,
флэш-проигрыватель. Дети с удовольствием
создают презентации по ИЗО и МХК, применяя и расширяя знания по
информатике и ИКТ.
С раскручиванием таких средств массовой информации как телевидение и интернет— начало складываться мнение, что
школа теряет свое значение в
эстетическом воспитании. Это так,
как не прискорбно, но именно школа
остается последним пунктом , не дающим ребёнку, подростку, а порой и взрослому
«раствориться» в захлестнувшей нас антикультуре - ведь
практически только школа требует от
ребёнка красоты внешнего вида, соответствующего поведения, отрицательного
отношения к пагубным привычкам , толерантного отношения к окружающим. И от
того, насколько нравственную личность мы выпускаем из этих стен в большую жизнь
напрямую зависит наше будущее .
|