Тема урока: Цвет
в натюрморте.
Цель урока:
учить грамотному цветовому решению натюрморта
Задачи:
-закрепить знания о жанре
изобразительного искусства – натюрморт;
-систематизировать знания о цвете, композиции;
-формировать
умение стилизовать и создание
декоративный натюрморт из реалистических
предметов;
- формировать умение выбирать подходящую
цветовую гамму.
- прививать любовь к традициям праздника Рождества .
Оборудование: презентация
«Цвет в натюрморте», гуашь, кисти №5и №8.
Словарная работа : экстерьер, интерьер
Ход урока:
1. Организационный момент.( мелодия из к\ф «Один дома» )
Приветствие. Организация рабочего места
2. Основная часть
Я вас приветствую в
преддверии большого праздника, который весь православный мир очень любит и
ожидает каждый год. Вы догадались, речь о Рождестве Христовом.
Какие традиции связывают нас с этим праздником? Как принято встречать Рождество у вас в
семьях?
- необычное убранство дома (
слайд)
-подарки ( слайд)
-сервировка стола ( слайд)
-ёлка ( слайд)
-А кто знает, с чем это
связано, ну , например, Рождественская ель? .. . . . . .
Наверное, именно с елью связано появление рождественских венков,
которые размещают….? (слайд)
А когда таким венком украшен праздничный стол, каким художественным
термином мы можем обозначить это убранство? – Рождественский натюрморт.
Слово "натюрморт” вам уже знакомо. Что оно обозначает буквально ?.....Мёртвая
натура Не очень благозвучно...
Более почтительное отношение к натюрморту
сохранилось в английском и голландском вариантах названия: англичане используют
словосочетание «still life» (спокойная жизнь), а голландцы — «Stilleven»
(остановившаяся или замерзшая жизнь). (слайд)
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт
появился на рубеже XVI - XVII вв. в Голландии и
Фландрии (слайд ) и с тех пор используется многими художниками для передачи
непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей
Активизация знаний, полученных ранее
Немного повторим
Давайте попробуем сравнить эти натюрморты. Что их различает?
-колорит (теплый, холодный); (слайд)
-цвету (сближенные, контрастные); (слайд)
-освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
(слайд)
-месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); (слайд)
-по времени исполнения (краткосрочный и долговременный (слайд)
- по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).
С данными
терминами вы знакомились в 5 классе на теме « Эмблемы» и «Гербы»
Что вы понимаете под словом « реалистичный»?
Напомню вам значение «декоративный» (слайд) –
читает ученик !
«Декоративный натюрморт не есть точное
изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и
запечатление самого характерного, отказ от всего случайного»
Как вы понимаете – запечатление самого характерного? Отказ от всего случайного?
В
начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера
разных направлений стали работать в этом жанре. Они много экспериментировали.
Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с
реалистическим натюрмортом.
Сначала
давайте обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете
отметить? (В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в
декоративном всего несколько цветов).
В
декоративном натюрморте
-
обычно художники используют не более 5-х цветов.
-предметы
стилизованные, т.е. их форма упрощенная.)
-
Из чего составлен Рождественский натюрморт? (ветки хвойных – туи, сосны,
ели; остролист, шишки, декор. украшения,
пуансетия или как её называют –
Рождественская звезда из–за ярких
прицветников, которые появляются на растении всегда к Рождеству. Но это
растение в школе запрещено. Почему?
Млечный сок пуансеттии ядовит.)
Существуют
определённые законы составления натюрморта.
Работа
со слайдом
Симметрия
делает работу детской и примитивной, но ассиметрию нужно обязательно уравновесить !
-
Ребята, а если я это колокольчики передвину вправо, станет лучше? Почему ?
Очень
важно грамотно составить композицию.
Практическая
часть
Задание: Сегодня мы выполним с
вами декоративный натюрморт ..
Работа
со слайдом
Работа
со схемами на доске . Какая схема не подходит нам ?
Учащимся
дается определенное время для выполнения эскиза. ( Фридерик Шопен. «Мелодия
рая» польский композитор и пианист-виртуоз 19
века)
Всматриваясь
в натуру и свой рисунок, прищурьтесь и вы увидите, что многое обобщается и
видны только тоновые цвета, которые вам необходимо передать в своем рисунке.
Подведение
итогов Итак, ребята мы выполнили с вами декоративный натюрморт в акварельной технике
.
Самоанализ
по слайду. Соблюдение всех пунктов – 5 баллов
Д/з
создание
натюрморта из пластилина, ( демонстрация дет
работ)
Завершение
:
вы сегодня
замечательно поработали, напоследок я
хотела бы с вами поделиться ещё одним
секретом Рождественского натюрморта, надеюсь он украсит ваш семейный праздник и
порадует мам.
|